Выставка: Механический глаз
Реставрация
Шедевр собрания
Книги
Фильмы
Публикации

Выставка: Механический глаз

Выставка: Механический глаз

Выставка: Механический глаз

Работает: с 24 мая по 24 августа  2025 
Адрес: г. Курск, ул. Радищева, 85, выставочный зал Курской картинной галереи им. А.А. Дейнеки
Телефон: 58-55-91

Билет можно приобрести онлайн по ссылке ниже.

Txk6kGC9d8w.jpg

Пушкинская карта действует. При покупке билета, пожалуйста, выберите категорию «Льготный билет». Билет дает право самостоятельного осмотра всех выставок


Принято считать, что подлинное вдохновение не поддается измерению и не нуждается в линейке и циркуле. Это костыли и уловки. Гений художника рождает и материализует идею, подобно Творцу, совершая чудо. Тем не менее, с древних времён в ремесле художника появлялись приспособления, устройства и механизмы, облегчающие работу.

Масштабная сетка позволяла рисовальщикам раннего Возрождения сверять перспективу, фиксировать искажения объектов, переносить фрагмент видимого мира на заранее размеченный лист. Понимание того, как будет располагаться икона по отношению к зрителю, к верующему в храме, иконописец применял сознательное искажение пропорций. Механический глаз1-min.jpgПроекция вогнутого зеркала помогала увидеть бледное изображение объемных предметов на плоской загрунтованной доске, а выпуклое зеркало искажало и «расширяло» пространство, подобно современному широкоугольному объективу. Создание тончайших детализированных миниатюр было немыслимо без увеличительного стекла. Свеча создавала тень на матовом стекле или ширме, проявляя силуэт - модный портрет XVIII века, который можно было масштабировать (уменьшить до кабинетного размера) пантографом, не потеряв точность пропорций. Такой механически переведенный силуэт часто был первым шагом к созданию гравюры - профильного портрета – полновесного графического изображения уже со свето-теневой моделировкой. И такой портрет, в свою очередь, часто сам становился референсом, образцом для создания живописного станкового портрета. Камера-обскура и люцида, «волшебный фонарь» - проектор и, наконец, фотоаппарат - всё это тоже инструментарий художника, «секреты старых мастеров». Фотография поначалу пыталась имитировать картину: парадный или камерный портрет, пейзаж, жанровую сцену. Казалось даже, что она сможет её заменить, отчего ряды художников-реалистов сильно поредели. Но вскоре произошел обратный эффект: фотоаппарат породил новые сюжеты, композиции в картине, смог «заморозить» движение, предложить новые необычные ракурсы и искажения, специфические «срезы» и эффекты «боке», зафиксировать секундный момент в таких условиях, где традиционная работа художника была бы затруднена или вообще невозможна. Плёночные негативы использовались для создания обобщенных, "живописных" рисунков, где художник мог работать с направлением штриха, не заботясь о тоне, светосиле фрагмента. Эксперименты с двойной экспозицией или наложение изображений стали источником вдохновения для импрессионистов, дадаистов, сюрреалистов и прочих.

По мнению кураторов выставки возможное использование дополнительных устройств или механистических приемов не умаляет достоинства картин Я. Ван Эйка, Я. Вермеера, Караваджо, Ж. Энгра, Э. Дега, Т. Лотрека, А. Цорна, И Репина, И. Шишкина, А. Дейнеки и др. Стоит рассматривать их, как элемент творческого метода, тайное знание, профессиональный прием, хоть и не особо афишируемый.

На выставке представлены графические и живописные работы из собрания Курской картинной галереи им. А.А. Дейнеки, в которых можно усмотреть прямую связь с "фотографическим видением": необычные ракурсы и искажения, двойная экспозиция, непосредственное использование проекции или негатива в процессе работы, последовательное усложнение изображения от силуэта до гравюры и традиционной картины, портреты, выстроенные в каноне классической павильонной фотографии.

Возврат к списку