Классика жанра – 2

«Классика жанра» – выставка из фондов картинной галереи. Её название намеренно воспроизводит название летней экспозиции прошлого года. Тем самым мы поддерживаем традицию показа наиболее значимых произведений нашего собрания в каникулярное время, когда жители города и его гости могут неспешно познакомиться с тем, что можно считать «постоянной экспозицией». Мы хотим вновь напомнить о богатстве и значимости курского собрания. Оно невелико, если сравнивать со столичными музейными колоссами, но включает немало экспонатов, без которых трудно представить себе историю отечественного искусства.

Петр Петрович Кончаловский. Натюрморт с красным подносом

Живопись XVIII столетия представлена жанром портрета и галантной сценой «Общество в парке», близкой к поэтике произведений дворцовых и театральных декораторов круга Ивана Фирсова (1733—1785). Экспонируемые портреты – повод не только увидеть стилевые перемены в русском искусстве, преодолевающем путь от «парсуны» к достоверно схожему изображению позирующего, но также вспомнить эпизоды отечественной истории, связанные с моделями портретов: Натальей Кирилловной Нарышкиной, великой княжной Александрой Павловной и другими.

Пастернак Леонид Осипович. Портрет О.С. Цетлина и Д.В. Высоцкого. За чашкой кофе

Искусство первой половины XIX века обозначено этюдами, эскизами академических программ и ранним жанром. Зрители увидят в экспозиции учебную штудию – «Натурщика» – А.А. Иванова и его пленэрный этюд «Камни». «Проповедь Иоанна Крестителя в пустыне» Ф.А. Бронникова – эскиз к академической программе, за которую художник в 1852 году получил малую золотую медаль. «Бегство Святого Семейства во Египет» А.Е. Бейдемана в свою очередь было удостоено малой золотой медали в 1853 году. И.В. Лучанинов в истории русского искусства остался автором двух картин, одна из которых – «Возвращение ратника-ополченца в родительский дом» – пользовалась чрезвычайной популярностью, многократно повторялась автором и воспроизводилась в гравюрах, шпалерах и фарфоре.

Соединение академических правил с темами и типажами современной жизни очевидно в работах русских художников середины второй половины XIX века: Н.В. Неврева, Л.И. Соломаткина, неизвестных создателей «Девушки с коромыслом», «Весёлого чаепития» и «Возвращения блудной дочери в родительский дом. Художники-передвижники на это выставке представлены жанровой картиной «За щепой» В.Е. Маковского и пейзажами И.И. Шишкина и М.К. Клодта.

Выставка будет интересна самым широким кругам зрителей. Она продлится до середины сентября 2018 года.

Леонид Иванович Соломаткин. Славильщики.

Работы живописцев начала XX века (И.И. Машкова, П.П. Кончаловского Р.Р. Фалька, Б.М. Кустодиева, Л.О. Пастернака) иллюстрируют многообразие поисков и художественных решений, что заставляет ещё раз признать невозможность свести к одному направлению или «амплуа» творчество художника, чья репутация в русском искусстве кажется устоявшейся.

Европейское искусство XVII—XVIII вв. представлено произведениями немецкой, французской и итальянской школ. Наряду с хорошо знакомыми картинами, впервые после многолетнего пребывания в фондах выставлен «Мужской портрет» немецкой школы, запечатлевший (судя по облику и костюму модели) пожилого философа или поэта. «Мадонна с Младенцем» ранее считавшаяся анонимной копией итальянской школы, после проведенных исследований экспонируется как работа Франческо Тревизани (1656—1746) при участии мастерской.

Жан Ранк.Портрет Елизаветы Фарнезе